Грегори Бейтсон

Все ученые-бихевиористы интересуются «обучением» в том или ином смысле этого слова. Более того, поскольку «обучение» является коммуникационным феноменом, все они затронуты той кибернетической революцией мышления, которая произошла за последние двадцать пять лет. Эта революция была начата инженерами и теоретиками коммуникации, однако она уходит корнями в физиологические работы Кэннона и Клода Бернара, в физику Кларка Максвелла и в математическую философию Рассела и Уайтхеда. Поскольку ученые-бихевиористы продолжают игнорировать проблемы Principia Mathematica [1], то они могут претендовать на приблизительно шестидесятилетнее отставание.

Однако создается впечатление, что барьеры непонимания, разделяющие различные группы ученых-бихевиористов, могут быть прояснены (хотя и не устранены) приложением Теории Логических Типов Рассела к концепции «обучения», которая интересует их всех. Целью данной статьи и является попытка такого прояснения.
Теория Логических Типов

Во-первых, следует указать на субъекты Теории Логических Типов: теория утверждает, что никакой класс в формальном логическом или математическом рассуждении не может быть членом самого себя; что класс или классы не могут быть одним из классов, являющихся их членами; что имя не есть поименованная вещь; что «Джон Бейтсон» — это класс, единственным членом которого является тот мальчик; и.т.д. Эти утверждения могут показаться тривиальными и даже очевидными, но мы увидим далее, что для теоретиков-бихевиористов не является необычным совершение ошибок, которые в точности аналогичны ошибке классифицирования имени вместе с поименованной вещью — т.е. ошибок логической типизации. Это все равно, что съесть меню вместо обеда.

Несколько менее очевидным является следующее теоретическое утверждение: класс не может быть одной из тех единиц, которые правильно классифицированы как его не-члены. Если мы классифицируем все стулья как класс стульев, мы можем далее заметить, что столы и лампы являются членами обширного класса «не-стульев», однако мы совершим ошибку в формальном дискурсе, если сочтем класс стульев единицей в классе не-стульев.

Поскольку никакой класс не может быть членом самого себя, класс не-стульев явно не может быть не-стулом. Простое рассмотрение симметрии может быть достаточно убедительным для читателя не-математика:

· a) класс стульев принадлежит к тому же порядку абстракции (т.е. логическому типу), что и класс не-стульев;

· b) раз класс стульев не является стулом, то, соответственно, класс не-стульев не является не-стулом.